Проблемы общения. «Меня не понимают! Почему?»

Проблемы общения присутствуют в нашей повседневности постоянно: на работе, в семье, часто являются причиной многих конфликтов, разладов, разводов, увольнений, трагедий. Даже разговаривая на одном языке совсем не просто понять собеседника. Решил разобраться в акте коммуникации подробнее. Посмотрите сколько получилось сложностей.

Проблемы коммуникации.

1. Мотивация хочу-нехочу понять. От этого зависит вообще внимание к собеседнику. Например, нет времени или не интересна тема. В информационной лавине, обрушивающейся на нас постоянно, сложно просто сосредоточиться и выслушать своего собеседника.
2. Объективные отвлекающие факторы:
шум, плохое самочувствие, некомфортные условия общения и пр.
3. Сложность акта коммуникации.
Одному чтобы выразить, что он хочет — предстоит организовать свои мысли, закодировать языковой формой и произнести понятной речью. Другому — услышать, понять, раскодировать, усвоить. Сколько передаточных звеньев! На каждом возможны потери и искажения.
4. Особенности восприятия.
В восприятии участвуют 2 фактора: сенсорная информация и когнитивный ярлык. 1е это весь поток раздражителей-стимулов, на которые мы реагируем. 2е — то специфическое, чем обросли за годы жизни эти стимулы. Наши установки, стереотипы, автоматизмы. Например, собеседник сложил руки — мы делаем вывод — закрылся. Ребенку интересно жить, он Живой, у него мало или нет ярлыков.  Пожилой человек на всё имеет готовую реакцию, пропадает интерес, становится скучно. Но это уже следствия, а по теме взаимопонимания можем заключить, что ярлыки у всех разные вмеру воспитания, семейных традиции, культурных и  религиозных норм. 1ый фактор тоже весьма различается, по физиологичеким особенностям. У каждого есть расположенность к лучшему восприятию зрительной, слуховой или тактильной информации — визуал, аудиал, кинестетик.
5. Особенности других познавательных процессов:
память, мышление, представление.  Влияет их специфичность, скорость реакции, переработки информации, уровень развития, кругозор.
6. Эмоциональная неприязнь в той или иной степени.
Она связана с мотивацией и ярлыком восприятия, но так часто встречается и имеет важную особенность, что выделяем отдельно. Мы остро реагируем на отражение в другом своего «отрицательного» качества.»В чужом  глазу соринку видим, а в своём бревно не замечаем».
 
 После всего этого ещё остались иллюзии что общение само собой протекает. И раз меня не понимают или я не понимаю, это собеседники идиоты, надо других искать. Нет, это тема для саморазвития! Отдельного внимания и изучения. Мы конечно, можем подыскивать себе тождественных, ходить по одним и тем же дорожкам, но это лишает многих возможностей. Например, непонимание клиента, партнёра или работодателя сулит его потерей и потерей денег.
 

Решения

Предлагаем упражнения для развития навыков коммуникации:
1. «Перефраз» — из психологии, своими словами пересказать то, что услышали. «То есть …», «Если я правильно понял …», «Вы имеете ввиду…».
2. Повтор теми же словами. Мощное упражнение, если  повторять искренне. Внимание к каждому слову собеседника творит чудеса.
3. В разговоре прямо или косвенно учитывать «ради чего?» Вы общаетесь, по самому большому счету. Часто темы вокруг «что?» или «как?», для простых вопросов этого достаточно, для сложных нет.
4. Повышенное внимание к собеседнику, его жестам, мимике, интонации, выразительным движениям. Учитывать вместе со смыслом сказанного.
5. (Не для всех случаев) Поменяться местами буквально, действительно встать на место собеседника.
Можете дополнить список своими находками, поделиться с нами. Мы будем благодарны за расширение арсенала.
 

Успешных Вам коммуникаций и  конфликтов. Кстати, конфликтов не надо боятся это случай узнать правду и повод выйти на более качественный уровень общения! Корни конфликта всегда в 6ом пункте проблем коммуникации

Проблемы общения

.